Новости О Клубе Отчеты Фото Пещеры Ссылки СпелеоШкола

Зимний Алек 2005

Как и любой другой поход, все начинается со сборов и упаковок. Обычно это занимает достаточно много времени. Так вышло и на этот раз. Но душевное спокойствие данного мероприятия нарушила политическая обстановка, на которую многим членам клуба в тот момент было абсолютно наплевать. Главное же, когда едешь зимой на Кавказ, собрать все необходимое. Да и пещера была намечена серьезная. И вот в последние выходные перед походом, надо собрать 5 мешков общественного снаряжения. И, как назло, на воскресенье назначены выборы и, значит, в нашу школу нас просто-напросто не пустят. Не говоря уже о том, что позволят свободно греметь железом и разматывать в коридоре пол километра веревок. Да и в субботу только при попытке попасть в школу был лично остановлен блюстителем порядка. Ну да бог с ним, у него работа такая.

Наступает 31 декабря, все мешки собраны, стрелка на вокзале назначена. Настроение праздничное. Уже чувствуется Новый Год и долгожданные горы. На вокзал начинают прибывать люди, гора снаряжения растет на глазах. Но, не успев собраться, провожаем взглядом нашу электричку. Благо в запасе достаточно времени, да и машина есть. В итоге, с шутками-прибаутками, отправляемся в Ясиноватую, где должны сесть на молдавский "паровоз", который нас и повезет на Кавказ. На вокзале, заняв кучу лавочек, начинаем встречу Нового Года. Взлетает пробка шампанского, все радуются и смеются. И наконец-то подали наш паровоз, как всегда с 10мин опозданием. Стоянка и без того 2 мин, а надо успеть добежать до своего вагона, отдать билеты и загрузить груз и, самое важное, ничего не забыть. Ведь без какой-то мелочи может сорваться все мероприятие.

Празднование Нового Года в поезде вещь достаточно интересная и своеобразная. Пол вагона веселится, пол спокойно едет и пытается не реагировать на гуляющий народ. При этом, как всегда, найдется человек, который будет искать компанию для встречи этого праздника. А у нас компашка замечательная – шумная, задорная. И такие личности липнут к нам как мухи на мед. В Ростове к нам присоединяется вторая половина нашей компании и в перерывах между пением песен, зажигания бенгальских огней, ведутся серьезные разговоры. Уточняются последние технические нюансы, проводится еще раз ревизия снаряжения, строятся планы. Несмотря на праздник у всех проскальзывает рабочее настроение, как бы его никто не скрывал.

1 января. Хоста. 10 часов утра. Пусто. Город еще не отошел от праздничной бурной ночи. Единственные люди, встречающиеся нам – это таксисты, которые кидаются на нас как голодные акулы. И готовы даже на «Волге» везти нас с грузом хоть на край света. На улице тепло, хорошо. Находим микроавтобус, договариваемся о цене, едем в Калиновое озеро. Там нас уже ждет Газ-66 и водитель, который пытается поправить здоровье. Мы его уже знаем по предыдущим экспедициям. И быстро загрузившись, двигаемся дальше. Навстречу приключениям.

Высадив нас на буковой поляне и получив гонорар, водитель уезжает, оставляя нас наедине с природой, горами. Погода нас пока радует, снега не видно, тепло. Начинается самая неприятная часть похода – пешеходная заброска снаряжения к базовому лагерю. Груза много: нести придется за две ходки. И с каждым метром вверх становится немного холоднее и, в конце концов, появляется снег. Снег хоть и старый, слежавшийся, но идти по нему не очень приятно, скользко, мокро. Делаем две ходки к гроту Барибан останавливаемся на выборе что делать дальше. При работе на Осенней можно стоять в трех местах:
? На самой Осенней. Очень удобно: близко пещера. Но все погодные катаклизмы в виде дождя и снега обрушиваются на лагерь.
? В гроте Барибан, ходить минут 20-30, но мы защищены от осадков, правда, нет прямых солнечных лучей и постоянно сыро.
? И в Дальней избе – самое комфортное место: есть печка, правда ходить порядка 40 мин.

Остановились на варианте стоять на поляне, не далеко от пещеры. На утро, дотащив последние мешки с веревкой, начали обустраивать лагерь.

Спелеологи достаточно комфортолюбивые люди. И поэтому стараются обустроить свой быт так, чтоб в лагере можно было сытно поесть и вкусно попить, невзирая на погодные условия. А пещера манит. Она уже близко и каждый, проходя мимо этого небольшого отверстия, истекает слюной, и готов прямо сходу прыгнуть в эту открытую пасть. И вот лагерь почти стоит, в нем нет только костра. Идет дождь и на мокром снегу из мокрых дров развести его крайне тяжело. И вот наконец-то начинается самое интересное. Я с Игорем нагребаем навесочное снаряжение и идем в дыру.

И вот с одной стороны мы подошли к самой сути нашего путешествия. А с другой стороны, как пелось в песне "Мы вниз уходим – дождь, наверх выходим – дождь. А что меж этим не расскажешь, не споешь!". И действительно писать о пещерных буднях очень тяжело. Не хочется вдаваться в технические особенности, которых в этой пещере тьма тьмущая. Поэтому я постараюсь передать какие-то впечатления от пережитого. Пещера замечательная, живая. Это не как большинство крымских пещер – сухие и безжизненные. Здесь уже начиная со второго колодца, течет ручеек, превращаясь на уступах и колодцах в водопады. А мы работаем после обеда, когда талая вода уже просочилась под землю, да и на поверхности уже сутки, как идет дождь. Так что все ручьи полноводные, красивые, срываются с обрыва шикарными струями. И так продолжалось до тех пор, пока просто не закончилась веревка. А то мы бы еще и дальше продолжали наслаждаться. Поднялись мы на поверхность где-то во втором часу ночи. Лагерь спит. Тишина, небо наконец-то прояснилось. Уставшие, но довольные разогреваем еду. И замечаем, что овощные консервы, которые мы приметили задолго до выхода в пещеру и которые собирались съесть по выходу, о которых мечтали в пещере, была съедена без нас. И даже хлебушком вымокана. В такой обстановке обычно за столом можно сидеть долго, рассказывая друг другу байки, анекдоты. Спать перестает хотеться. Заваривается второй раз чай.

Следующий день выдался чудесным. Мороз и солнце, день чудесный. В пещеру идут другие люди. А я тем временем могу заниматься всем, чем угодно. Обычно в такое время ходишь по соседним лагерям, обустраиваешь лагерь, да и всегда найдется, что делать. Наконец-то развели костер, и теперь стало совсем комфортно. Народ занимался сушкой вещей. Сушка вещей в зимнем походе дело достаточно интересное и тяжелое. Если кто думает, что сушить необходимо на костре, то он далеко заблуждается. Вещь, высушенная таким способом, теряет практически все свои свойства, а зачастую просто сгорает. Лучший способ просто повесить, чтоб она вымерзла.

Хочется детально рассказать о следующем выходе в пещеру. Наши товарищи должны были провесить веревки до ПБЛ и завалиться в него спать. Но за одну навеску до него поскользнулся и упал Вова. Ушиб руку и решил подниматься наверх. Ребят мы встретили на входном колодце. Перестроили планы. Теперь мы должны были ставить базу, идти на дно. А на следующий день с поверхности ребята выходят к нам на выемку снаряжения. Так закончилась наша прогулка налегке. И на последнем колодце у меня висело три мешка с базой и веревкой. Так же последний колодец нас порадовал. В нем валило два красивых водопада. И мы, вымокшие до нитки, спускаемся в теплую абсолютно сухую галерею. Ставим лагерь и понимаем, что жизнь прекрасна. Готовим вкусную кашу, открываем консервы, и ложимся спать. Из-за небольшого сбоя, пришлось отказаться от похода на дно. Зато прогулялись по красивейшему притоку п. Величественная. Таких красивых водобойных ям, маленьких водопадов я никогда не видел. На стенах висят сонные летучие мыши. И как всегда после душевных прогулок наступает время каторжной работы. Подъем снаряжения дело нелегкое. И с каждым метром становится все тяжелее. Груз прибывает, усталость накапливается. Слава богу, что ребята пришли с поверхности быстро и стало намного легче. Потом было много чего тяжелого, как в тумане. Идешь, ни о чем не задумываясь, и при каждой возможности пытаешься заснуть. Спим стоя, сидя. Идет уже 20 час непрерывной работы. А общее время пребывания в пещере перевалило за 40 часов.

Ребята с поверхности принесли интересные новости. Ночью выпало больше метра снега, засыпав и положив практически все палатки. И народу было не сладко, пол ночи откапывать лагерь, тропить дорожки. Такого снега я не видел с самого детства.

Поднявшись на поверхность в 7 утра уставшие. Завалились спать, чтобы к вечеру вынести последние мешки, и на следующий день уйти из этих прекрасных гор.

"Ну кто веселится от сказочных гор уходя". И вот мы, собрав рюкзаки, привязав транспортные мешки, идем по заранее протоптанным траншеям к ждущей нас машине. Нас собралась веселая толпа Московский клуб Чужая земля, Несколько человек с Российского географического общества, великий Яшкин. И вот машина нас везет по заснеженной дороге в теплую Хосту. Там нас ждет баня, вино, вкусная еда, да и просто цивилизация, теплый морской воздух. Единственно, что не успели сделать, это не открыли купальный сезон.

Вагон тронулся и повез в реальный мир со своими проблемами. Меня ждала сессия, кого-то работа. И праздничное настроение начало таять, как вкуснейшее абхазское вино в наших стаканах.

Земский Костя.

P.S. Не судить строго простое клавишетоптание.